Canissport.narod.ru назад наши услуги товары форум

Почему не стоит брать щенка в очень раннем и очень позднем возрасте

Если заводчики заинтересованы в работе со своими щенками, им нужно следить за реакциями щенков и знать, какие формы их поведения являются «нормальными». Семинедельные щенки, оставленные с матерью, при появлении посторонних атакуют их, собравшись в группы (Scott, Fuller, 1965). Нет ничего необычного в том, что щенки, постоянно остававшиеся с матерью до 7 недель, образуют стаю. В возрасте 3-4 недели щенки начинают следовать друг за другом. К 5 неделям они устремляются в открывшуюся дверь уже группой. Чем активнее ведет себя щенок около двери, тем более буйным он становится в дальнейшем. Если щенки вырастают на воле, а не в питомнике, то в возрасте 12 недель они начинают обследовать все вокруг. Независимо от того, вырастают они в питомнике или на воле, в любом случае к 6-7 неделям все однопометники сильно привязываются к месту и друг к другу. Это период, когда при отлучении щенков от стаи или места обитания случаются самые серьезные болезни и проявляются самые большие дестабилизирующие эффекты (Elliot, Scott, 1961). Эта реакция смягчается, если все щенки одного помета полностью или частично попадают в благоприятные условия. Разлучение щенков друг с другом или с привычным местом в возрасте 6 недель отрицательно сказывается на развитии их поведения. Эти результаты - один из сильнейших аргументов в пользу отказа от больших собачьих питомников. Они также дают представление о том, почему у многих щенков, взятых от матери в очень юном возрасте, возникают поведенческие отклонения. Заводчики считают, что оптимальный возраст для отлучения щенков от матери - от 6 до 7 недель, в литературе оптимальным возрастом считается 7 недель (Campbell, 1992). На основании проведенных исследований можно сказать, что это слишком юный возраст. Если забрать щенков слишком рано, это не только сильно скажется на их поведении в будущем, но и будет представлять опасность для здоровья. В возрасте от 6 до 8 недель полученные от матери антитела начинают исчезать, а результаты вакцинации еще не успевают проявиться, кроме того, сама перемена мест вызывает стресс, повышающий риск заболевания щенка. Нужно отметить, что в США законодательно запрещено продавать собак до 7-недельного возраста.

Еще одно доказательство того, что социальное воспитание щенка необходимо и должно начинаться очень рано, получено при работе с собаками-поводырями. Заводчики опасаются, что ранняя социализация собак подвергает их биологическому риску. Щенков собак-поводырей вакцинируют с 6-недельного возраста каждую третью неделю вплоть до достижения возраста 12-16 недель. Обследование 24000 таких щенков показало, что после вакцинации из них заболело менее полудюжины. Эта работа (цитируется по Appleby, 1993) подтверждается исследованиями Группы педиатрии и генетики Ветеринарной школы Пенсильванского университета. Щенки были включены в программу активной иммунизации, предполагавшую также контакт с «уличным» вирусом. Эту программу сочли полезной для повышения иммунитета щенков (P. Jezyk, Ветеринарная школа Пенсильванского университета, личное сообщение), поскольку в большинстве случаев заражения не происходило даже в том случае, если щенки контактировали с тяжело больными животными.

Стресс в возрасте от 6 до 7 недель также ухудшает способность к обучению, и это имеет прямое отношение к проблеме нечистоплотного поведения собаки в доме. Щенки начинают выделять плотный кал и стремятся отправлять естественные надобности в одном месте в возрасте 8,5 недель. Матери стимулируют их к мочеиспусканию и дефекации приблизительно до трехнедельного возраста. В возрасте от 3 до 7-8 недель щенки отправляют естественные надобности, когда и где им захочется, мало заботясь о месте. Соответственно, это наиболее удобное время приучить щенка испражняться в определенном месте. Если заводчик хочет приучить щенков к чистоплотности и самостоятельности (см. обсуждение дальше), ему, видимо, стоит держать их у себя более 8,5 недель. Заводчикам может показаться, что это слишком большой срок, но по некоторым данным (Fuller, 1967), при полуизолированном содержании щенков для их «социализации» достаточно всего лишь по два 20-минутных периода в неделю.

Щенки лучше всего реагируют на предметы, например на поводки, в возрасте от 5 до 9 недель (Scott, Fuller, 1965). Заводчики могут помочь щенкам, начав заранее приучать их к шлейкам, ошейникам и поводкам.

Щенки, отделенные от матери и помета в период прекращения молочного вскармливания, скулят с частотой до 100 звуков в минуту (Elliot, Scott, 1961). Это говорит о том, что не стоит одновременно и отлучать щенков от материнского вскармливания, и передавать новому хозяину. Есть данные (Pettijohn et al., 1977), что игрушки не смягчают дистресса при отделении щенков от суки, но наличие социальных контактов его облегчает. Щенки обычно легче переносят стресс при контакте с человеком, чем с собаками, если их отделяют от суки в возрасте 7-8 недель.

В 11-недельном возрасте у щенков формируются прочные иерархические связи, окончательно стабилизирующиеся к 15 неделям. Если заводчик не собирается оставлять себе щенков, их надо раздавать в тот момент, когда они могут легко развивать стабильные связи. Большинство прочных иерархических связей не устанавливается до тех пор, пока щенок не достигнет социальной зрелости, наступающей в возрасте 18-36 месяцев. Отрицательный эффект от слома установившихся иерархических связей, к которым уже привыкло животное, не изучен.

О том, до какой именно степени порода влияет на поведение, известно пока недостаточно, но такой вопрос ставится часто. Выявлены лишь некоторые особенности; например щенки, бигля проявляют намного больше интереса к пище, чем щенки басенджи (Scott, Fuller, 1956). Это вполне ожидаемое качество для породы, для которой большую роль играет чутье. Кроме того, биглей отбирали для работы в группе; при одиночном воспитании до возраста 16 недель они теряют способность играть. Правда, их можно вызвать на игру, но эти собаки будут играть совсем не так, как это делают те, что в детстве росли вместе с сородичами (Adler, Adler, 1977).

Новейшие результаты

Многочисленные работы, проведенные в США и Европе, в целом подтвердили полученные ранее данные (Fuller, 1955; Pfaffenberg, Scott, 1959; Scott, Beilfelt, 1976; Stur et al., 1989). Из щенков, взятых из питомника в возрасте 12 недель или раньше, 90% с успехом прошли обучение в школе собак-поводырей, тогда как из тех, кто оставался в питомнике еще на 3 недели (возраст 15 недель), успешно кончить школу поводырей смогли только 30% (Appleby, 1993). Та же зависимость обучаемости от сроков начала обучения отмечена у собак, которых воспитывали как компаньонов (P. Mundell, личное сообщение). Это явление обусловлено не столько контактами с человеком и периодами социализации, сколько периодами, когда животные лучше обучаются. Это напоминает ситуацию с изучением иностранных языков у человека, которое легче всего дается в раннем возрасте. Некоторые эффекты социализации могут быть ослаблены в результате обучения и влияния средовых и генетических факторов.

По данным работы, в которой оценивалось влияние отцовских и материнских генетических факторов на способность собак к обучению и решению задач, отмечено более значительное влияние отцовских генов в 5 из 13 использованных тестов, причем самое большое - на аппортировку предмета. Вариабельность материнских влияний во всех 13 тестах была очень высока - в среднем в три раза выше, чем у наследственных показателей отцов (цитируется по F It, 1984). Аналогичные результаты получены и в Шведском центре подготовки собак (Fit, 1984). Эти данные имеют большое значение для дрессировщиков, готовящих собак для выполнения специальных задач.

Сравнение поведения немецкой овчарки и бигля показывает, что при встрече с незнакомыми предметами локомоторная активность проявляется независимо от других форм поведения, наблюдаемых в этой ситуации (Wright, 1983). У щенков в возрасте от 5 до 8 недель не обнаружено половых различий в уровне двигательной активности или тревожных криков; максимальный дистресс, судя по вокализации, имеет место на 5-й неделе развития (Gurski et al.,1980).

В возрасте 8,5 недель щенки, воспитанные в контакте с людьми, исследуют новые предметы гораздо активнее, чем воспитанные в питомнике. Это не значит, что щенков следует рано отделять от матерей и воспитывать в тесном контакте с человеком. Это означает только, что сенсорная стимуляция имеет большое значение для развития исследовательского поведения. Раннее отделение щенков от матерей, как было показано, неблагоприятно сказывается на их физическом и поведенческом развитии. Определенно установлено (Sla-bbert, Rasa, 1993), что отъем щенков в возрасте 6 недель отрицательно влияет на их физическое состояние и вес. В этой же работе показано, что при раннем отделении щенков связи с человеком не становятся более тесными; тогда как физическое здоровье животных от этого ухудшается.

Федерсен-Петерсен (Feddersen-Petersen, 1994) исследовал онтогенез взаимоотношений собак с человеком от рождения до 9-месячного возраста у 47 пород. Результаты работы подтвердили влияние условий выращивания щенков: воспитанные в социальной изоляции детеныши отрицательно реагировали на обращение к ним человека и демонстрировали враждебность в ответ на его приближение, тогда как собаки, которые вовремя имели контакт с людьми (адекватная социализация), демонстрировали нормальное дружелюбное отношение и хорошо приспосабливались к другим социальным ситуациям.

Обладание костью и способность охранять ее у щенков, занимающих низкое иерархическое положение в группе, сильно меняется в возрасте от 5,5 до 11,5 недель, но самые агрессивные и напористые могут удержать свой ранг и сохранять свою кость (Wright, 1980). Это говорит о том, что изменения в социальной иерархии взрослых животных на самом деле развиваются с самого юного возраста, и заводчикам следует учитывать, что способность менять свое место в социальной иерархии может оказаться намного более ценным навыком, чем просто быть «главной собакой».

Хотя данные, собранные ранее Скоттом и его сотрудниками, по сути можно считать классическими, важно учитывать следующее: 1) выборка была небольшая; 2) число изученных пород невелико; 3) исследования проводились в лаборатории на лабораторных животных, а потому не отражают всех возможных форм поведения; 4) эти исследования никогда не были повторены или продолжены. Мы «преуспели» в обсуждении и лечении «аномалий», не исследовав полностью «нормы». Более того, данные этих исследований были неправильно поняты и неправильно применялись широким кругом любителей. В различных пособиях по собаководству говорится о «энергичности», «способностях» и «темпераменте», однако нет ни строго подобранных данных, ни их статистической обработки, обосновывающих какие-либо утверждения о выраженности этих качеств. Таким образом, ко всем рассуждениям, использующим эти понятия, следует относиться большой осторожностью.

Краткие рекомендации

Вкратце можно сказать, что необходимо убеждать заводчиков в необходимости с самого рождения приучать щенков к человеку и создавать для них разнообразные ситуации, используя при этом спокойный, благожелательный подход. Крайне важно, чтобы заводчики начинали сводить своих щенков с взрослыми собаками в возрасте 3 недель, а с людьми - в 5 недель, и постоянно предъявляли щенкам новые ситуации. Владельцам и заводчикам нужно напоминать, что указанные сроки не «высечены в камне», а должны рассматриваться только в контексте оценок риска: если детенышам не предъявлять соответствующий стимул в то время, когда они наиболее восприимчивы именно к нему, то у них могут развиться определенные поведенческие нарушения. Мы должны объяснять клиентам, что не надо откладывать знакомство животных с различными условиями среды, если, конечно, те не проявляют длительно сохраняющихся или очень сильно выраженных признаков страха или дистресса. Легкий испуг или дистресс играют адаптивную роль, и обучение тому, как выходить из конфликта или уклоняться от нежелательного контакта, составляет одну из важнейших задач социального развития собаки. Тем не менее, этот вопрос почти не изучался. Поведение щенков характеризуется значительной индивидуальной изменчивостью, и для части из них более раннее знакомство с внешним миром может оказаться положительным фактором. Следует объяснить клиентам, до какой степени важно раннее знакомство щенка с внешним миром и что раннее «плохое» обучение (обучение нежелательным формам поведения) тоже может иметь серьезные последствия. Владельцы собак должны знать, что в возрасте 8,5 недель у щенков формируется предпочтение определенного места для отправления естественных надобностей, а в возрасте от 5 до 8,5 недели они очень хорошо приручаются и учатся ходить на поводке. Наша задача довести до сведения клиентов, что щенки отличаются большой индивидуальностью поведения и в пределах одного помета, и между пометами. Клиентам надо научиться распознавать любые признаки психологического или поведенческого стресса и дистресса и принимать меры, если применяемая «программа социализации» оказывается для щенка чрезмерно тяжелой.

Классификация форм поведения щенков

Ранние формы поведения у собак можно разделить на этэпимелетическую (стремление к ласке), эпимелетическую (проявление ласки) и аллело-миметическую (групповая активность) формы поведения. До 4-недельного возраста (в конце переходного периода и начале периода социализации, когда собаки наиболее склонны к установлению социальных контактов), отношения в помете построены в первую очередь на эпимелетическом поведении матери - проявлении ласки и заботы о щенках. Проявляя эпимелетические формы поведения, мать:

  1. Вылизывает анальную и генитальную области щенка и поедает его кал и мочу

  2. Ухаживает за шерстью и вылизывает мордочку

  3. Подталкивает щенков носом с целью направить их туда, где теплее и легче найти соски; помогает им принять позу, облегчающую дыхание и прочие физические и физиологические функции

  4. Переносит в гнездо случайно отползших в сторону щенков

  5. Охраняет щенков

  6. Кормит молоком

  7. Отрыгивает пищу

  8. Приносит в гнездо пищу для щенков.

По мере роста молодняк начинает сбиваться в кучки и скулить - это этэпимелетические формы поведения. Проявляя их, щенки:

  1. Виляют низко опущенными хвостами, поза настойчиво-просительная

  2. Тявкают

  3. Облизывают лицо, нос и губы матери

  4. Наскакивают и толкают мать лапой

  5. Следуют за матерью

Проявляя групповые или аллеломиметические формы поведения в периоды более активной социализации, щенки:

  1. Вместе спят

  2. Вместе гуляют

  3. Вместе бегают, сидят или лежат

  4. Вместе знакомятся с новым предметом

  5. Одновременно лают или воют

  6. Вылизывают шерсть (груминг) друг другу

  7. Обнюхивают и толкают носом других членов группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz